Материал подготовила член союза журналистов России,

Поисковик-краевед  Дэя Григорьевна Вразова,

Посвящается подвигу речников и моряков периода

Сталинградской битвы.

E-mail: deya212@rambler.ru

www.deya-vrazova.ru

Стр.1 / Стр.2 / Стр.3 / Стр.4 / Стр.5 / Стр.6 / Стр.7 / Стр.8 / Стр.9 / Стр.10 / Стр.11 / Стр.12 / Стр.13 / Стр.14 / Стр.15 / Стр.16 / Стр. 17 / Стр.18 / Стр. 19 / Стр.20 / Стр.21 / Стр.22 / Стр. 23 / Стр.24 / Стр.25 / Стр.26 / Стр.27 / Стр.28 / Стр.29 / Стр.30 / Стр.31 / Стр.32 / Стр.33 / Стр.34 / Стр.35 / Стр.36 / Стр.37 / Стр.38 /

День скорби

Роковой для города день – 23 августа. Объявленный позже днем скорби, он не забыт до сих пор. Ни одна публикация о Сталинградских событиях в 1942 году военачальников, историков и рядовых участников не обходится без того, чтобы не вспомнить этот день. Вечером 23 августа начался массированный налет на Сталинград. Свыше тысячи самолетов непрерывно бомбили город, сбрасывая зажигательные и фугасные бомбы на жилые кварталы, волжские причалы и промышленные предприятия. Были разрушены тысячи зданий, на рейде горели суда, на причалах порта от огня взрывались вагоны с боеприпасами, цистерны с нефтепродуктами. Нефть, керосин, бензин огненным потоком хлынули в Волгу из разбитых резервуаров городской нефтебазы, расположенной в верхней части недалеко от завода «Красный Октябрь». Вот так вспоминает этот день видавший виды войны командующий Сталинградским фронтом А.И. Еременко: «Многое пришлось мне пережить в минувшую войну, но то, что предстало перед нами 23 августа в Сталинграде, поразило как тяжелый кошмар. Беспрерывно то там, то здесь взмывали вверх огнедымные султаны бобовых взрывов. Огромные столбы пламени поднялись к небу в районе нефтехранилищ. Потоки горящей нефти и бензина устремились к Волге. Горела река, горели пароходы на Сталинградском рейде. Смрадно чадил асфальт улиц и площадей. Как спички, вспыхивали телеграфные столбы. Стоял невообразимый шум, надрывавший слух своей адской музыкой. Визг летящих с высоты бомб смешивался с гулом взрывов, скрежетом и лязгом рушившихся построек, треском бушевавшего огня. Стонали гибнувшие люди, надрывно плакали и взвывали к помощи женщины и дети. Сердце сжималось невыносимой болью, состраданием к невинным жертвам фашистских извергов». За сутки раньше, 22 августа, утром, наш теплоход «Уралнефть» подходил сверху к Сталинграду с двумя порожними баржами, учаленными в два пыжа (бортами). На приверхе денежного острова стояли на якорях несколько сухогрузных составов и один буксировщик с нефтеналивной баржей. К нашему борту подошел рейдовый баркас, на судно с него поднялись два человека, один из них был военный. Перед войной приказом Наркомата от 30 января 1941 года пароход был переименован и стал называться «Игарка». Его капитан Филиппов рассказывает: «23 августа во второй половине дня мы подошли к Акатовке и почувствовали что-то неладное: сначала услышали стрельбу из орудий, а вскоре на возвышенности увидели бой, который вели наши артиллеристы с немецкими танками. Глазам не верилось: неужели немцы прорвались к Волге?» К несчастью, это была суровая правда. Фашистские войска вышли на берег Волги в районе населенных пунктов Латошинка – Рынок. Очевидцы из судовой команды рассказывали: «Бой шел и в районе Тракторного завода. С луговой стороны по немцам стреляли дальнобойные орудия. Рядом с «Игаркой» спикировал «мессершмидт» и сбил самолет «У-2», но на наш караван не сделал нападения – видимо, опасался зениток». «Я увидел темную тучу, - продолжал капитан Филиппов, - которая поднималась из-за горизонта. Думаю, почему она быстро растет? Сразу и не понял, что это такое. Третий штурман Пелих был в переделках на Днепре и поэтому догадался: «Да это же самолеты!» Армада приближалась. Через мгновение она обрушила на Сталинград мощнейший силы бомбовый удар. Алексей Александрович продолжает: «Город горел сплошным пламенем. Вдоль городского берега плыла огненная полоса горящего бензина и мазута. Люди из города стремились перебраться на левый берег, но не могли, - были отрезаны горящей Волгой. У пристани скопилось много народа, и там рвались бомбы. «Юнкерсы» гонялись за судами, поджигали и топили их. «Игарку» бомбы обложили со всех сторон. В фонтанах воды и в дыму скрылась носовая часть парохода. Ну, думаю, все – оторвало.… Когда спала вода. Я увидел что нос «Игарки» целый, и снова стал маневрировать. Мои команды выполняли в штурвальной рубке штурман Лебедев, в машинном отделении второй помощник механика Петрунин, который виртуозно, без остановки переводил работу машины с переднего на задний ход. Наши зенитчики отстреливались, но самолеты продолжали атаковать и бомбить. Осколки падали рядом на капитанский мостик, но в меня не попадали. Один небольшой осколок пробил козырек фуражки, а лица не задел. Видимо, не суждено было погибнуть». Во время бомбардировки города были уничтожены здание управления пароходства, узел связи. Деревянное административное здание эксплуатационного участка было сожжено, сгорели нефтеперекачечные станции № 69 и 70. Нефтестанция № 100 потоплена на месте работы. 29 августа Нарком речного флота, находящийся в Сталинграде, своим приказом ввел новую систему руководства флотом с левого берега из Красной Слободы. На центральном участке Сталинграда была создана оперативная группа во главе с начальником пароходства Ф.Г. Кочениным. Его работа заключалась в обеспечении работы переправ через Волгу. Именно с этих августовских дней по правому берегу ударили орудия военных кораблей и началось все то, что называют теперь «огненные переправы» или «битва за Волгу».

Источник: «Опаленные Волгой». Автор – Владимир Пермяков. Издательство Самара 2002

Страница 229, 230, 232, 233.

Материал подготовила член союза журналистов России,

Поисковик-краевед  Дэя Григорьевна Вразова,

Посвящается подвигу речников и моряков периода

Сталинградской битвы.

E-mail: deya212@rambler.ru

www.deya-vrazova.ru

Стр.1 / Стр.2 / Стр.3 / Стр.4 / Стр.5 / Стр.6 / Стр.7 / Стр.8 / Стр.9 / Стр.10 / Стр.11 / Стр.12 / Стр.13 / Стр.14 / Стр.15 / Стр.16 / Стр. 17 / Стр.18 / Стр. 19 / Стр.20 / Стр.21 / Стр.22 / Стр. 23 / Стр.24 / Стр.25 / Стр.26 / Стр.27 / Стр.28 / Стр.29 / Стр.30 / Стр.31 / Стр.32 / Стр.33 / Стр.34 / Стр.35 / Стр.36 / Стр.37 / Стр.38 /