Материал подготовила член союза журналистов России,

Поисковик-краевед  Дэя Григорьевна Вразова,

Посвящается подвигу речников и моряков периода

Сталинградской битвы.

E-mail: deya212@rambler.ru

www.deya-vrazova.ru

Стр.1 / Стр.2 / Стр.3 / Стр.4 / Стр.5 / Стр.6 / Стр.7 / Стр.8 / Стр.9 / Стр.10 / Стр.11 / Стр.12 / Стр.13 / Стр.14 / Стр.15 / Стр.16 / Стр. 17 / Стр.18 / Стр. 19 / Стр.20 / Стр.21 / Стр.22 / Стр. 23 / Стр.24 / Стр.25 / Стр.26 / Стр.27 / Стр.28 / Стр.29 / Стр.30 / Стр.31 / Стр.32 / Стр.33 / Стр.34 / Стр.35 / Стр.36 / Стр.37 / Стр.38 /

Наш «Громобой»

В любом перечне флота, работающего на Сталинградских переправах в 1942 году, скупыми печатными буквами запечатлено название судна «Громобой»…

… но все это будет потом, а сейчас 1942 год. Знаменитая Светлоярская переправа. Здесь в те судовые дни и ночи находился один из пароходов, работающих борт о борт с другими судами, - «Громобой». С 15 августа и почти до нового 1943 года к кромешной тьме осеннего времени, а позднее в пургу и морозы, в сплошном ледоходе на Волге мужественно стоял на боевой вахте его экипаж. Дня не проходило без налетов вражеской авиации. Сотни самолетов с паучьей свастикой на крыльях, как коршуны, охотились за нашими судами. Ежедневно шли они над Светлым яром с южного крыла фронта на Сталинград. И каждый раз, пролетая над Светлым яром и хорошо зная о действующей переправе через Волгу, десятки их отделялись от хищной стаи. Сбрасывали бомбы, с воем пикировали, стараясь поразить преследовавшую цель из пушек и пулеметов. И так каждый день. Непонятно, что спасло наши суда от этих массированных налетов. Все-таки, наверное, небеса помогали нашим ребятам. До 30 гитлеровских «Юнкерсов-88» сразу набрасывались на переправу. Атаки самолетов следовали одна за другой, но, ни разу не покидал своего поперечного плавания стойкий экипаж маленького героического судна…

… это была неравная борьба небольшого экипажа со злейшим бронированным врагом…

… в одну из ночей «Громобой» стоял у берега. Только что он поставил баржу к причалу под очередную погрузку. Над Волгой появился вражеский самолет. Он летел вдоль реки по направлению вверх по течению. За ним стали зорко наблюдать. Вдруг под его фюзеляжем мелькнули 2 темных предмета и тут же над ними раскрылись парашюты. Наблюдавшие за этим эпизодом решили, что фашистский летчик сбросил парашютистов. Но по мере того, как предметы спускались ниже, на фоне небосвода стали отчетливо просматриваться контуры мин. С каким-то кваканьем и всплеском воды они погрузились на дно. Одна из них легла всего в 20-25 метрах выше стоянки «Громобоя», другая ниже, порядка 150-200 метров и много стрежне. Судно теперь не могло двинуться с места. Ибо если это мины магнитные, их действия охватывают большой ресурс от залегания, и при контакте с металлическим корпусом могла произойти неповторимая катастрофа.

Это значило, что разрыв по времени в переброске части войск и боеприпасов на правый берег Волги где-то ослабит позиции наших войск в Сталинграде. … Вот что писала одна из фронтовых армейских газет осенью 1942 года: «Как-то был день, когда «Громобой», перевозивший танки, да и на село Светлый Яр, где находилась крупная воинская часть, налетело сначала 6, а потом еще 13 вражеских бомбардировщиков. Сотни бомб в течение каких-то 10-12 минут обрушилось на переправу и село. «Громобой» от взрывов и воздушных волн бросало из стороны в сторону, он терял управление. Его бортовой зенитный расчет ударил из всего имеющегося вооружения. Танкисты с баржи били по фашистским самолетам из ручных пулеметов прямо из башен танков, ощетинилась зенитная артиллерия с правого берега. В результате атака врага была отбита, состав пришвартовался к берегу и танки пошли на передовую». Пять месяцев мужественная команда беспрерывно работала на переправе. А сейчас мы вспоминаем о ней, как о рядовом исполнении долга перед Родиной. … Командование Сталинградского фронта высоко оценило работу экипажа «Громобой». Капитан П.М. Шугаев был награжден орденом «Красной звезды». Медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», были награждены механик А.Ф. Терехов, масленщики Храмков, Аникин, юный матрос Боря Сафонов.

«Каменноярская»

Село Каменный Яр расположено на высоком правом берегу с хорошими подходами судов к Яру. Нормальные глубины в луговом Хохлатском Яру, прямо против села Каменный Яр, не вызывали трудностей у судоводителей при швартовке. По левобережью разбросаны небольшие селения. Это хутора Хохлатский, Грачи, Васильева гора, хутор Маркина. Ниже ее оставалась только Никольская, на которой работали пароходы «Чапаев», «Красный водник», «Мещеряков», «Варяг», то есть крупные мощные буксировщики. Поэтому большую надежду командование возлагало на Каменноярскую. Здесь работали пароходы: «Сократ» во главе с капитаном А.И. Кривцовым, «Реконструкция» - капитан Сметанин А.И. , «Дзержинский» - капитан Мишин Н.И., теплоход ТТ-17 – капитан Белов И.Я. Легендарный «Сократ» работал с нефтеналивной баржой «Зарница», грузоемкостью 3450 тонн, построенном на Сормовском заводе еще в 1903 году. … Аркадий Иванович записал в дневнике один шуточный диалог с немцем, немного говорящим по-русски. Запись воспроизводится: «однажды из Каменного Яра на левый берег переправляли пленных немцев. Один из них спрашивал меня на ломаном русском языке: - Я слышал газет корабль «Сократ» - где он, какой оружий у него есть? Немец оказался летчиком и ему, как он объяснил, хотелось бы посмотреть, теперь уже не сверху, - «что есть «Сократ». Я поручил рулевому Виктору Бочкареву показать пленному пароход. Показали. И сказали, что вот это и есть тот самый «Сократ». Немец сиял… «Тут Русь, хитрый Русь!». Пленный немец показал на восьмидюймовые шланги от бортового насоса марки «Камерон», которые своими концами-хоботами были направлены вверх, это мы их так установили. И, как мог, пленный объяснил. А мы поняли. Оказывается, эти трубы принимались летчиками за тяжелую зенитную артиллерию или дальнобойные корабельные пушки. … но в Астрахани в это время было очень неспокойно. После взятия немецко-фашистскими войсками столицы Калмыкии Элисты, райцентра Яшкуль, а затем Халкуты до Астрахани оставалось всего 135 километров. Большая часть флота, сконцентрированного в Астрахани, обрекалась на бездействие, представляя в то же время удобную мишень для бомбовых ударов противника. А между тем в таких судах очень нуждался ближайший к Астрахани порт Каспия – Гурьевский, который стал важным транспортным узлом, обеспечивающим сообщение тыловых рейсов страны с Кавказом. По этому пути стала направляться и часть Бакинской нефти.

Курс на «Урал»

Один из катеров подошел к нашему борту, военный офицер объяснил что-то нашему капитану и ушел вперед к рейду. Потом отец сказал нам, что катер ушел на 12 футовый рейд, там скопилось много судов, их надо срочно расформировать, а с нами пойдет один из катеров. Со слов военных нас стало известно, что вчера был сильный налет на караваны пароходов «Орел» и «Чеченец».

Пароходы «Чеченец», «Орел», «Восьмое Февраля» с рейда возвращали в Астрахань для повторной доставки барж через главный банк и Волго-Каспийский канал в море. Баржи запаздывали с прибытием из Сталинграда с наиболее ценным оборудованием судоремонтного завода.

… Вот что рассказывал бывший матрос парохода «Орел» Татьяна Степановна Булычева. На «Орел» она была назначена после гибели 3 августа 1942 года баржи «Цивиль» у Чичеренского острова, где Булычева также работала в должности матроса. «В открытое море мы вышли вместе с баржой «Кандалакша», на которую были погружены эвакуированные жители города Астрахани, - повествует Татьяна Степановна. – Еще в начале наш состав провожали военные катера, потому, что было несколько обстрелов каравана с вражеских самолетов. Катера прикрывали нас интенсивным огнем установленного на них вооружения.

…Когда Волжский флот ушел через Северный Кавказ в Гурьев, Астрахань стала прифронтовым городом, потому что за неделю до прорыва в Сталинград немецкое командование двинуло свои войска в Калмыкию. Захватчики при колоссальном преимуществе шли уверено и лихо. 110-ю Калмыцкую национальную дивизию (командир полковник Хомутников), державших оборону, раздавили сходу, 12 августа заняли столицу Калмыкии город Элисту и двинули массированные танковые и механизированные колонны на Астрахань, рассчитывая молниеносным ударом сходу овладеть устьем Волги.

…Еще в конце 1941 года, после крупнейшего поражения под Москвой, немецкое главнокомандование директивой №41 от 5 апреля 1942 года предписало своим войскам «…разгромить советские вооруженные силы и закончить войну против Советского Союза в 1942 году». В качестве стратегических задач было обозначено: - захват Сталинграда, а в итоге – заход к Москве с тыла и ее захват; - захват Северного Кавказа, затем Баку, Персии, выход в Индию и завоевание себе жизненного пространства. В исполнение этой директивы во второй половине 1942 года была сформирована специальная группа войск под командованием генерала Шверина, которому было приказано: - выйти к дельте Волги; - захватить Астрахань (27-28 августа); - перерезать главную водную магистраль, питавшую Сталинград с юга. Советскому командованию необходимо было срочно принимать экстренные меры по обороне южного крыла Сталинградского фронта. Поэтому согласно решению ставки Верховного главнокомандования, в сентябре 1942 года в Астрахани, на базе Сталинградского военного округа, который в июле передислоцировался из горящего Сталинграда, начала срочно формироваться 28-я армия под руководством опытного военачальника, командовавшего ранее Сталинградским военным округом генерал-лейтенанта В.Ф. Герасименко.

…Однако, когда через день после захвата немцами Элисты, фашисты вступили в райцентр Яшкуль, а затем Халкуту и до Астрахани осталось всего 135 километров, появилась угроза захвата самого города. Встреч с войсками Красной армии у немцев не предвиделось, да их здесь почти и не было, поэтому командир немецкой 16-й мотомеханизированной дивизии, имевший 92 единицы танков и другой бронетехники, выдал своим головорезам приказ вступить в Астрахань через 34 часа. Гитлеровцы даже выпустили открытки с изображением своих солдат, купающихся в Волге на астраханских пляжах. О масштабах и жестокости боев, развернувшихся в августе 1942 года во время битвы за Сталинград, знают люди всей планеты. И уж тем более это прекрасно известно потомкам тех людей. Которые, вернувшись с фронтов в послевоенные годы, рассказывали о ходе битвы за волжскую твердыню. Но не все знают о тяжелых боях Красной армии на южном направлении Сталинградского фронта, которые гремели в 1942 году в Калмыцких степях при защите Астрахани.

…19 ноября 1942 года началось решительное наступление под Сталинградом. Ранним утром 20 ноября по приказу Военного Совета Сталинградского фронта ударная группа войск 28-й армии перешла в контрнаступление, нанося главный удар на Хулхуту. И уже на следующий день, 21 ноября, после ожесточенных кровопролитных боев упорное сопротивление фашистских войск было сломлено, и над Хулхутой взвился, красны флаг освобождения. А ведь Хулхутинский рубеж немцы считали неприступным и не раз заявляли об этом по радио и в своих листовках, сбрасываемых с самолетов. Гитлеровское командование стремилось всячески задержать наступление нашей армии. Фашисты создавали новые оборонительные рубежи. Подтягивали резервы. При прорыве сильно укреплено фашистской обороны, героически сражались бойцы 34-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Н.И. Губаревича и 6-й гвардейской танковой бригады полковника М.Н. Кричмана. С воздуха наши войска надежно прикрывали части ПВО и летчики 289-й штурмовой авиационной дивизии. После разгрома мощной хулхутинской группировки противника, 22 ноября была освобождена Утта, а 28-го ноября войска 28-й армии подошли в район Яшкуля. Целые сутки с особой ожесточенностью и суровой отчаянностью сопротивлялись фашистские войска в открытой Калмыцкой степи, целые сутки потребовались нашим боевым соединениям, чтобы сломить это сопротивление и освободить районный центр Яшкуль. В ночь с 31-го декабря 1942 года, то есть под новый 1943 год была освобождена столица Калмыкии – Элиста.

Так было потом под Ростовом, на Днепре, на Буге, под Николаевым, в Белоруссии и под Берлином. В ходе наступательных операций боевой путь 28-й армии составил около 2 500 километров. Ч боями было освобождено 5 345 населенных пунктов, в том числе 38 городов. В 24 приказах Верховный главнокомандующий объявлял благодарность воинам армии и 22 раза столица нашей Родины – Москва салютовала артиллерийскими залпами в ознаменовании особых подвигов и успешных операций 28-й армии. Но в первые часы нового 1943 года астраханцы, в том числе и волготанкеровцы внутренне салютовали своей армии, с твердой уверенностью, что подобного 1942 года в Астрахани больше не будет.

 

Источник: «Опаленные Волгой». Автор – Владимир Пермяков. Издательство Самара 2002

Страница  302, 303-309, 318, 320, 334, 335, 340, 342.

Материал подготовила член союза журналистов России,

Поисковик-краевед  Дэя Григорьевна Вразова,

Посвящается подвигу речников и моряков периода

Сталинградской битвы.

E-mail: deya212@rambler.ru

www.deya-vrazova.ru

Стр.1 / Стр.2 / Стр.3 / Стр.4 / Стр.5 / Стр.6 / Стр.7 / Стр.8 / Стр.9 / Стр.10 / Стр.11 / Стр.12 / Стр.13 / Стр.14 / Стр.15 / Стр.16 / Стр. 17 / Стр.18 / Стр. 19 / Стр.20 / Стр.21 / Стр.22 / Стр. 23 / Стр.24 / Стр.25 / Стр.26 / Стр.27 / Стр.28 / Стр.29 / Стр.30 / Стр.31 / Стр.32 / Стр.33 / Стр.34 / Стр.35 / Стр.36 / Стр.37 / Стр.38 /