Материал подготовила член союза журналистов России,

Поисковик-краевед  Дэя Григорьевна Вразова,

Посвящается подвигу речников и моряков периода

Сталинградской битвы.

E-mail: deya212@rambler.ru

www.deya-vrazova.ru

Стр.1 / Стр.2 / Стр.3 / Стр.4 / Стр.5 / Стр.6 / Стр.7 / Стр.8 / Стр.9 / Стр.10 / Стр.11 / Стр.12 / Стр.13 / Стр.14 / Стр.15 / Стр.16 / Стр. 17 / Стр.18 / Стр. 19 / Стр.20 / Стр.21 / Стр.22 / Стр. 23 / Стр.24 / Стр.25 / Стр.26 / Стр.27 / Стр.28 / Стр.29 / Стр.30 / Стр.31 / Стр.32 / Стр.33 / Стр.34 / Стр.35 / Стр.36 / Стр.37 / Стр.38 /

Боевой «Гаситель»

На рейдах всех крупных Волжских городов, начиная с XIX века, базировались суда специального назначения, называемые «пожарными». Они обладали хорошим ходом, неплохой маневренностью были оборудованы мощными пожарными установками – насосами, способными одновременно подавать воду под большим давлением на стационарные лафеты и пожарные рукава к месту возгорания. Цель их была – тушение пожаров на судах и береговых объектах, расположенных в приречной полосе. Сталинградский рейд охранял пожарный пароход «Гаситель» (Правда! Название соответствует назначению?)  Великая Отечественная война застала его на боевой вахте. «Гаситель» был построен на Сормовском заводе в 1903 году, а в годы гражданской войны уже был участником сражений на Волге. Этому судну судьба уготовила всю жизнь быть на боевом посту.

«Лена»

Небольшой паровой баркас – «Лена» с командой 16 человек работал на Никольской переправе, а позднее – на Центральной – в Сталинграде. Экипажу неоднократно приходилось выдерживать серьезный экзамен войны. Это было в те дни, когда город был в огне. Однажды, приняв в Бобылях на паром воинскую часть с ее боевой техникой, «Лена» вышел в очередной  рейс на городской берег. Он начался спокойно. Но уже на подходе к горному берегу команду оглушил зловещий рев моторов. Стая бомбардировщиков с остервенением начали атаковать переправу. Десятки фашистских самолетов и один маленький пароходик. Маневрировать было трудно, связывал паром. Но капитан уверенно вел баркас к берегу. Река бурлила от разрывов бомб, фонтаны воды поднимались высоко в небе. Подчас вода захлестывала палубу, но он шел. Ни одна бомба не попала в состав. Но от ударов взрывных волн баркас получил повреждения. Многие члены команды, в том числе и капитан, погибли. Командирование судном взял помощник капитана Н.И. Зверев. И они с механиком Н.П. Беспутчиковым, на ходу устраняя  повреждения, привели паром в город. И пошли подобные рейсы один за другим. На судне осталось всего 5 человек. Бессменную вахту несли Зверев с Беспутчиковым. В донесении штаба фронта командование отдельного дорожно-эксплуатационного батальона, обслуживающего центральную переправу, сообщало, что команда «Лена» «показала образцы стойкости, смелости и преданности своей Родине. Только с 23 по 27 августа она сдала 90 рейсов и перевезла 2250 автомашин, более 100 орудий, 867 подвод и около 1500 человек». Одна из листовок, выпущенных в то время, призывала: «Боритесь за Победу так, как пятерка храбрецов с баркаса «Лена». Механик Беспутчиков был награжден орденом Красного Знамени.

«Пожарский»

Небольшой мощности паровой баркас «Пожарский» с первых дней работал на переправе. Его капитан Василий Васильевич Ефимов – участник гражданской войны, без всяких остановок водил и водил баржи через Волгу. То с раненными бойцами, то с мирным населением, то с боевыми расчетами, вооружением, боеприпасами, продовольствием. Однажды баркас атаковали сразу три «юнкерса». Бомбы ложились по курсу и по бортам, но Василий Васильевич не растерялся и доставил баржу с боеприпасами в нужную точку. Только вот беспокоился он не за себя. Больше всего его волновал тот смертоносный груз для фашистов, который находился в его буксируемой барже. И этот груз был доставлен прямо на передовые позиции. Один баркас «Пожарский» за период боевых действий в Сталинграде «удосужился» переправить через Волгу 20 000 человек. Сейчас трудно это себе представить.

«Ласточка»

По Сталинградским пригородным линиям долгое время ходил с небольшими деревянными баржонками и дощаниками на буксире маленький паровой колесный пароход «Ласточка», построенный в 1884 году. Он напоминал живой макет настоящего буксирного парохода. Пароходик мощностью всего 90 л.с. имел небольшой корпус, судовую надстройку, дымовую трубу, бортовые колеса с деревянными плицами и буксировочные арки в кормовой части. Ну чем не пароход? Он был единственным в Волжско – Камском бассейне. Его как будто специально уменьшили от большого Волжского буксира в масштабе примерно 1:.5…

… рушились дома. Вскипала от взрывов бомб, горела разлившейся нефтью Волга. Затерялась, заплясала на волнах маленькая колесная «Ласточка».

… затон и поселок речников «Красную Слободу» сильно бомбили. Бежавших к лесу жителей фашисты расстреливали с бреющего. Когда все немного утихло, капитан пошел проведать семью и погиб во дворе собственного дома. Работал в это время «Ласточка» на Центральной Сталинградской переправе. Ходил он без какой-либо маскировки, постоянно мелькая то на правом, то на левом берегу. После гибели капитана И.И. Блохина «Ласточку» принял его помощник Василий Крайнов.

… рейсы были различными, но безопасными – ни разу. Враг отлично представлял, что каждый ящик патронов, гранат. Снарядов, каждый взвод переправленных на правый берег солдат означает гибель десятков фашистских вояк, и делал все возможное, чтобы сорвать рейсы. А суда и баржи шли.  Шли сквозь огонь и смерть, шли, презирая опасность. В одном из рейсов буксир попал под ожесточенный огонь врага. Смертью храбрых пал капитан В.И. Крайнов. Его заменил механик В.Д. Григорьев. Очередное задание и на этот раз было выполнено. Вся команда «Ласточки» состояла из 5 человек. Во время всего этого тяжелого рейса вахту в машинно-котельном отделении несла Марфа Григорьевна. Так и воевала с фашистами семья Григорьевых. Николай Григорьев рассказывал, как однажды у экипажа и у бойцов из дивизии Родимцева, которых они переправляли через Волгу 15  сентября, кончился хлеб. Решили отбить у противника. С группой автоматчиков подошли «Ласточкой» в район переправы «Красный Октябрь», атаковали немецкую пекарню, забросали немцев гранатами, забрали хлеб и ушли. Назвать этот эпизод какой-то залихватской юмористической выходкой не хватит смелости, назвать партизанским броском тоже нельзя. Подумать о том, что это необоснованный, граничащий с преступной халатностью риск командиров, тоже невозможно. В мирное время это можно было бы понять как показуху, и, как у нас говорят, «работу на публику». Но здесь был фронт. Здесь просматривается не бахвальство, не крайний голод команды «Ласточки» и бойцов Родимцева. Людей вела убежденность в превосходстве русского духа над врагом, трезвый расчет и уверенность в этой маленькой победе, победе чисто человеческой, но приятной, хотя и связанной со смертельным риском…

… однажды «Ласточке было поручено переправить в Красную Слободу несколько сотен малышей. А чем вывозить? Погрузить на «Ласточку» всех невозможно. Здесь инициативу и находчивость проявил Заместитель начальника механико-судовой службы пароходства А.М. Назаров. Для переправы детей, а они ждали переправы у памятника Хользунову, он предложил использовать два пассажирских катера, двигатели которых вышли из строя. Счалили эти трамвайчики бортами и с наступлением темноты тронулись в путь. Неожиданно вспыхнула ракета. Началась прицельная бомбежка. Близкие разрывы сотрясали корпус судна. Команде было больно смотреть на испуганно жавшихся друг к другу малышей. О себе тогда и не думалось, старались успокоить и спасти детей. За ночь «Ласточка» под постоянными бомбежками сделала еще несколько рейсов. Все дети были вывезены на левый берег, а их было более трехсот.

«Спартаковец»

Морской баркас «Спартаковец» являлся собственностью Каспийского рейдового пароходства и был приписан к порту Астрахань. Это сравнительно небольшое судно, так же как и многие, являлся героическим участником двух войн – гражданской и Великой Отечественной. В 1918 году он назывался «Севск». Вооружили его двумя орудиями калибром 75 мм каждый, доставленными из Петрограда, и в начале декабря он уже участвовал в боевых действиях на Северном Каспии. В донесении командующему Астраханско-Каспийской военной флотилии от 30 мая 1919 года, вооруженный пароход «Севск» называется уже «Спартаковцем»…

… однажды мы подошли к причалу Светлого Яра с очередным грузом – боеприпасами, а после выгрузки получили команду – вывезти жителей Красноармейска на левый берег к хутору Хохлатский. Несколько рейсов с эвакуированным населением, а в обратном направлении с бойцами и боевой техникой были настоящим адом. Нас постоянно преследовала фашистская авиация. Фашисты хорошо понимали роль переправы Светлого Яра, бомбили ее по нескольку раз в сутки. «Спартаковец» ходил и до самого Сталинграда. За ночь надо было обернуться, выполнив задание командования, иначе с рассветом не уйти от вражеских орудий и минометов, обстреливавших реку прямой наводкой. Переправляли в большинстве своем на самом судне, брали на борт вместо 250-ти по 350-400 человек. В начале ноября пришлось работать в сложных ледовых условиях…

… как мы спешили к фронтовикам! А как они радовались нашему приходу! Ведь с каждым рейсом мы доставляли по семь-восемь трехтонных машин «ЗИС-5» боеприпасов…» Но не один «Спартаковец» работал на переправах Нижней Волги в 1942 году из каспийских судов. Такую же боевую вахту с ним несли морские рейдовые баркасы «Дзержинский» и «На вахте». Героизм стал массовым. А как много командиров речных кораблей, работающих на переправе, являлись ветеранами двух войн (гражданской и Отечественной) Кто на переправах не знал старого капитана Павла Ивановича Колшенского? Его небольшой катер «Тринадцатый», мощностью 120 л.с., построенный в 1935 году в Городце, работал на моторном топливе на пригородных линиях и, согласно заключению речного Регистра ему была установлена норма пассажировместимости 250 человек. Капитан катера трудился на Волге около 46 лет и еще в Гражданскую войну, будучи капитаном баркаса «Бобик» оборонял Царицын.

… 15 сентября, в 2 часа, прохладной осенней осенью, он вышел в очередной рейс. Минометный огонь противника по акватории Волги не прекращался. Немцы обстреливали любую цель по воде. Мины рвались и справа, и слева. Одна из них пришлась по корпусу судна. В огромную пробоину хлынула вода, машинное отделение полностью затопило недалеко от берега. Многим удалось выплыть и выйти на берег, последним на заплесток выходил капитан Колшенский, а ему было тогда далеко за 70.

«Абхазец»

Осажденный Сталинград задыхался без боеприпасов. Доставить их днем было практически невозможно – немцы обстреливали, чуть ли не каждый метр Волги. – Пойдешь вечером, с наступлением темноты, - сказал начальник переправы капитану «Абхазца» Анатолию Хлынину – Нет, сейчас же. Солдатам нужны боеприпасы. – Ответил капитан, и настоял на своем. Он решил в дневное время работать на переправе без парома и, не уходя в Ахтубу. Истоком рукава Ахтубы, расположенном на левом берегу против знаменитого Черного рынка, находящегося на горном берегу в пятнадцати километрах выше центра Сталинграда начинается дельта Волги. Огонь орудий, канлодок и бронекатеров Волжской военной флотилии били прямой наводкой по скоплению пехоты и автомашин противника. Эта шквальная артиллерийская атака, причем с четким прицельным направлением по поселку Рынок, помогла морякам сводного батальона флотилии и частям Красной Армии выбить противника из этого населенного пункта…

… работала матросом в эти тревожные дни и ночи на «Абхазце» Маша Ягутова – невеликого росточка симпатичная девушка. В один из воздушных налетов ее ранило осколком бомбы. Лицо девушки залило кровью. Она опустилась на палубу и потеряла сознание. Но едва ее взяли на руки, чтобы отнести на берег, как она очнулась, и начала просить оставить ее на судне. Машу, конечно, отправили домой, но через две недели она вернулась с повязкой на голове и подошла к капитану. – Возьмете меня? Как ни отговаривали смелую девушку – она сумела настоять на своем и отправилась в очередной рейс. 500 рейсов через Волгу сделал в те огневые дни и ночи «Абхазец». Последние уже во льдах замерзающей реки. Команда честно выполнила свой долг перед Родиной…

… беспримерную храбрость показывали на переправах бесстрашные люди на таких маленьких тихоходных пароходиках. Адмирал флота Советского Союза И.С. Исаков выражает свое мнение о работе речников на судах в военной обстановке так: «Чтобы хладнокровно выдержать на воде атаки неприятельских самолетов на тихоходных кораблях, надо было иметь какие-то особые нервы и необыкновенное мужество»

 

Источник: «Опаленные Волгой». Автор – Владимир Пермяков. Издательство Самара 2002

Страницы 240-244, 246, 248-250, 252-255.

Материал подготовила член союза журналистов России,

Поисковик-краевед  Дэя Григорьевна Вразова,

Посвящается подвигу речников и моряков периода

Сталинградской битвы.

E-mail: deya212@rambler.ru

www.deya-vrazova.ru

Стр.1 / Стр.2 / Стр.3 / Стр.4 / Стр.5 / Стр.6 / Стр.7 / Стр.8 / Стр.9 / Стр.10 / Стр.11 / Стр.12 / Стр.13 / Стр.14 / Стр.15 / Стр.16 / Стр. 17 / Стр.18 / Стр. 19 / Стр.20 / Стр.21 / Стр.22 / Стр. 23 / Стр.24 / Стр.25 / Стр.26 / Стр.27 / Стр.28 / Стр.29 / Стр.30 / Стр.31 / Стр.32 / Стр.33 / Стр.34 / Стр.35 / Стр.36 / Стр.37 / Стр.38 /